АНО КЛУБ УШУ
«ФЕНИКС»

Связаться с нами:

Раб.: +7 (4942) 50-30-36

Моб.: +7 (950) 240-00-94

Комплексная тренировочная программа «Академия УШУ»

Разделы обучения:

1. Развивающий, начальный
2. Подготовительный;
3. Базовый;
4. Спортивный, тренировочный;
5. Соревновательный.

Периоды обучения:

1 год обучения (3-4 года) —  развивающий, оздоровительный.

Формирование и развитие основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходить, ходить на носочках, на пятках, бегать, прыгать, перепрыгивать, лазать, перелизить, ползать, переползать, перекатываться, метать и бросать, подбрасывать и передавать мяч, тянуть, толкать, переставлять и др.), а также кондиционных двигательных и координационных способностей. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки Создание условий, способствующих мобилизации защитных сил организма и повышению  его сопротивляемости влиянию внешней среды.

2 год обучения (4-5 лет)  —  оздоровительный, подготовительный.

Совершенствование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (бегать разным темпом, приставным шагом, с высоким подниманием колена и захлестом голени, прыгать на одной ноге, прыгать в длину, подбрасывать и ловить мяч, отбивать от пола и ловить мяч, метать и бросать в цель, удерживать равновесие). Развитие основных двигательных качеств: быстрота, ловкость, координация, гибкость, сила и выносливость; формирование и развитие костно-мышечной структуры и связочного аппарата, повышение функциональных возможностей организма и укрепление здоровья.

3 год обучения (5-6 лет) —  базовый, спортивно-оздоровительный.

Укрепление и развитие костно-мышечной структуры и связочного аппарата,  формирование гибкого тела и увеличение подвижности суставов рук, ног, позвоночника и тазобедренного сустава, развитие координации движений, повышение общей и специальной выносливости организма, поддержание и укрепление здоровья, формирование психологической устойчивости и равновесия, подготовка и начало участия в соревновательной деятельности.

4 – 7 год обучения (6-12лет)  —  спортивный, соревновательный.

Совершенствование тела, развитие специальной гибкости, развитие координации сложных движений, увеличение силы и повышение специальной выносливости организма, развитие психологической устойчивости, формирование стойкости и силы боевого духа, участие в соревновательной деятельности.

8 – 15 год обучения (12-18 лет) —  соревновательный.

«Боевая закалка» тела и подготовка его к высокоинтенсивным физическим нагрузкам, повышение стойкости и укрепление боевого духа, участие в соревновательной деятельности.

Комплексная программа обучения УШУ основана на:

— Единой Всероссийской программе обучения по УШУ,

— Адаптивной методике занятий УШУ для младшего и среднего школьного возраста,

— Программе воспитания и обучения в детском саду,

— Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания,

— Авторской учебно-тренировочной программе «Академия УШУ».

Содержание программы 1-3 года обучения

1 год обучения (возраст 3-4 года) 

Обще-развивающая, начальная техника

ЦЕЛЬ:

• Удовлетворение естественной потребности детей в движении, обеспечение их активного «отдыха» и приобщение к систематическим занятиям УШУ.

ЗАДАЧИ:

• Укреплять здоровье и содействовать гармоничному физическому развитию;

• Формировать и развивать жизненно важные двигательные умения и навыки;

• Установить доверительный контакт с родителями, добиться взаимопонимания с детьми и создать условия для проявления ими своих творческих потенциалов;

• Воспитывать у детей интерес и потребность к постоянным занятиям физической культурой.

Основные движения

Упражнения.

Ходьба.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами), в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, наклонами, поворотом т.д.).

Упражнения в равновесии.
Ходьба по прямой дорожке, по гимнастической скамейке, по наклонной скамейке (высота 30-35 см), приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба с перешагиванием через предметы, рейки, медленное кружение в обе стороны.

Бег.
Бег обычный, на носках, с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, по извилистой дорожке, по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег приставным шагом левым и правым боком, бег с изменением темпа: медленно и быстро.

Катание, бросание, ловля и метание мяча.
Катание мяча (шарика) друг другу, перекатывания мяча между предметами, в ворота. Метание на дальность правой и левой рукой, в цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой. Ловля брошенного мяча, бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю) и ловля его.

Ползание, лазанье.
Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие, не касаясь руками пола; пролезание в обруч, перелезание через бревно (скамейку). Лазанье по гимнастической стенке.

Прыжки.
Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, подпрыгивания вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, перепрыгивания из обруча в обруч, через предметы (высота 5 см), прыжки в длину с места.

Строевые упражнения.
Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо и налево, выполнение команд: шагом — МАРШ, на месте — СТОЙ, направляющий — НА МЕСТЕ, в обход налево — МАРШ, бегом — МАРШ, напра-ВО, нале-ВО.

Развивающие упражнения

Упражнения для кистей рук и развития мышц плечевого пояса.
Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, вращать руками назад и вперед.

Упражнения для развития мышц живота и спины.
Из исходного положения стоя: Передавать мяч друг другу с поворотом в стороны (вправо — влево) и разворотом назад через левое и правое плечо.
Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками.
Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать обе ноги вверх и вниз, двигать ногами, вращая, как при езде на велосипеде, одновременно сгибать и разгибать ноги, притягивая их к груди и опуская на пол.
Из исходного положения лежа на животе: одновременно поднимать и опускать сомкнутые руки и ноги (лодочка, )сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

Упражнения для развития мышц ног.
Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях.

Подвижные игры.
Подвижные игры развивающей направленности с простым содержанием и несложными движениями — фундамент для освоения любого вида программы. Они способствуют овладению обще-двигательными умениями и навыками, а также их прочному закреплению. Спортивная деятельность направляется на воспитание у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, действовать в коллективе и ориентироваться в пространстве; на развитие быстроты, ловкости, гибкости, общей координации движения и общей физической выносливости.

Дыхательная гимнастика.
Развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движения и дыхания. Выполнение правильного ритмичного дыхания при произнесении звуков, которое позволяет удалять излишки кислорода и избегать ненужных окислительных реакций.

Морально-волевые качества

Воспитание:
-дисциплинированности (послушание, усидчивость, умение слушать тренера и выполнять команды и др.);
-целеустремленности (внимание, усердие, желание выполнять упражнения и задания правильно и др.)

2 год обучения (возраст 4-5 лет) 

Начальная подготовка, элементы базовой техники.

ЦЕЛЬ:

• Совершенствование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств, мышечной структуры и связочного аппарата, координации и гибкости тела, повышение функциональных возможностей организма, поддержание и укрепление здоровья, ознакомления с элементами начальной техники УШУ.

ЗАДАЧИ:

• Совершенствование ранее приобретенных жизненно важных двигательных умений и навыков;

• Формирование и развитие основных двигательных качеств (быстрота, ловкость, координация, гибкость, сила и выносливость), а также кондиционных двигательных и координационных способностей;

• Ознакомить с простейшими элементами начальной техники УШУ: формирование ладони: кулак — ЦЮАНЬ, ладонь — ЧЖАН; традиционное приветствие «ладонь-кулак»; начальные стойки: БИНБУ, КАЙЛИБУ; основные базовые стойки: позиция «всадника» — МАБУ, позиция «лучника» — ГУНБУ;

• Поддерживать интерес к занятиям УШУ, психологически настроить детей на предстоящий длительный тренировочный процесс.

Основные движения

Упражнения.

Ходьба.
Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бед­ра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе (гусиный шаг), в полуприседе перескоками на носочках (лягушачьи прыжки), опираясь на руки о ноги (медвежий шаг), на руках и ногах животом вверх (тараканий шаг), стелясь по полу (шаг крокодила). Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.

Упражнения в равновесии.
Ходьба по гимнастической скамейке прямо, левым и правым боком приставным шагом, спиной вперед; с набивным мешочком на спине; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; ходьба по узкой рейке, по веревке прямо и боком, стойка на одной ноге с высоко поднятым коленом (поза «журавль»), прыжки на одной ноге на месте и с перемещением.

Бег.
Бег обычный, медленный, быстрый, с ускорением; бег с высоким подниманием колена, с захлестыванием голени назад, с выбрасыванием прямых ног вперед, мелким семенящим и широким шагом, с сомкнутыми ногами на носочках, приставным шагом левым и правым боком, спиной вперед, «челночный» бег.

Ползание, лазанье.
Ползание на четвереньках, на спина и на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками. Пролезание в обруч разными способами: прямо, боком, спиной вперед. Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезание с пролета на пролет прямо и по диагонали.

Прыжки.
Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом по часовой стрелке и против, продвигаясь вперед с зажатым между ног предметом. Прыжки через препятствия последовательно через каждое; на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа. Прыжки с высоты до 40 см, в длину с места, в длину с разбега, вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не менее 50 см). Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности. прыжки на мягкое покрытие с гимнастической скамейки высота до 40 см.

Бросание, ловля, метание.
Перебрасывание легкого мяча друг другу снизу, из-за головы, из положения сидя ноги скрестно, через препятствие. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопками, поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Метание легкого меча на дальность левой и правой рукой, метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в движущуюся цель. Перебрасывание набивных мячей, бросание их на дальность.

Строевые упражнения.
Построение (самостоятельно) по команде в колонну по одному, в круг, в шеренгу с соблюдением установленного интервала и дистанции. Расчет на первый — второй и перестроение из одной шеренги в две и назад; равнение в колонне, шеренге, размыкание и смыкание приставным шагом от направляющего, от середины строя; повороты направо, налево, кругом.

Общеразвивающие упражнения (ОФП).

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
Поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на носок; поднимать руки вверх из положения руки к плечам. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять все пальцы с большим. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперед и в стороны, вращения предплечьями вперед и назад; отводить локти назад (рывки руками) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч). Вращение выпрямленными руками вперед и назад. Удержание позиции «упор лежа» на ладонях и кулаках.

Упражнения для развития и укрепления мышц живота и спины.
Наклоны головы вперед и назад, влево и вправо, повороты в стороны. Повороты туловища в стороны руки за головой или сцеплены перед грудью; наклоны вперед, подняв руки вверх и касаясь пола в наклоне, наклон назад прогибом, руки на поясе, наклоны в стороны влево и вправо, вращение верхней частью туловища, ноги при этом широко расставлены, вращения бедрами, голова при этом неподвижно.
Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать обе ноги вверх и вниз, двигать ногами, вращая, как при езде на велосипеде, одновременно сгибать и разгибать ноги, притягивая их к груди и опуская на пол, поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться лежащего за головой предмета, складываться, притягивая колени к груди и поднимая корпус, руки за головой (коробочка).
Из исходного положения лежа на животе: одновременно поднимать и опускать сомкнутые руки и ноги (лодочка, )сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Из упора присев прыжком переходить в упор лежа.

Упражнения для развития и укрепления мышц живота и ног.
Приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь. Выполнять выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой вперед — назад, держась за опору. Упражнения: «гусиный шаг», «лягушачьи прыжки», «бег таракана», выпрыгивания из приседа.

Подвижные игры.
Подвижные игры ОФП направленности — фундамент для целевого вида программ, для усвоения и развития физических качеств не только общей выносливости, но и определенной физической деятельности, связанной с конкретными задачами, которая способствует овладению специфическими умениями и навыками, а также их прочному закреплению.

Дыхательная гимнастика.

Вдох носом — выдох ртом. Развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движения и дыхания. Выполнение правильного ритмичного дыхания при произнесении звуков. Восстановление дыхания после нагрузки и сброс напряжения, восстановление сил после силовых упражнений, успокоение через дыхание.

Специальная физическая подготовка (СФП).

Гибкость.
Комплекс упражнений для растягивания мышц и сухожилий, развития гибкости спины и позвоночника, укрепления связочного аппарата, увеличения подвижности и разработка вывернутости суставов.

Упражнения СФП.
Стойка в позиции «упор лежа на кулаках», хождение на руках с помощью партнера — «тачка».

Элементы базовой техники.

Форма кисти: формирование кисти в «кулак» — ЦЮАНЬ и «ладонь» — ЧЖАН.

Позиции:
начальная позиция стойка «смирно», пятки и носки вместе — БИНБУ; исходная позиция стойка «ожидания» ноги на ширине плеч, стопы параллельны — КАЙЛИБУ.

Стойки:
«всадник на лошади» — МАБУ, «человек, стреляющий из лука» — ГУНБУ.

Морально-волевые качества и этикет.

Воспитание:
-уважительности (к старшим, к девочкам, к сверстникам);

-дисциплинированности (послушание, усидчивость, умение слушать тренера и выполнять команды и др.);

-целеустремленности (внимание, усердие, желание выполнять упражнения и задания правильно и др.);

Этикет:

-традиционное приветствие «ладонь-кулак» при входе в спортивный зал и выходе из него, а также приветствие тренера-преподавателя;

-ответ на приветствие — «ХАО».

3 год обучения (возраст 5-6 лет) 

ДАЛЕЕ В РАЗРАБОТКЕ

Базовая техника

ЦЕЛЬ:

• Поддержание и укрепление здоровья, подготовка к соревновательной деятельности, изучение базовой техники УШУ и ознакомление с первоначальными комплексами формальных упражнений ТАОЛУ 20 форм ЦЮАНЬШУ.

ЗАДАЧИ:

•Изучить комплекс подготовительных упражнений начальной базовой техники УШУ в соответствии с требованиями формы движения, координации и силы;

•Изучить технику перемещения в стойках с добавлением ударов рукам и ногами;

•Изучить первоначальный комплекс формальных упражнений 20 форм ЦЮАНЬШУ;

•Подготовка к соревновательной деятельности.